О прогрессе

Из книги Гаспарова "Занимательная Греция": Мы представляем себе время движущимся вперед — как стрела, летящая из прошлого в будущее. Греки представляли себе время движущимся на одном месте — как звездный небосвод, который вращается над миром одинаково и неизменно как за тысячу лет до нас, так и через тысячу лет после нас.

Мне кажется, это весьма важная мысль. Как люди думают о времени и, соответственно, о прогрессе. Поскольку книга популярная, в ней нет глубоких научных обоснований. Нам приходится верить автору на слово, это обратная сторона лёгкого стиля. Если бы в подтверждение мысли были приведены ссылки на дошедшие до нас древнегреческие документы, отрывки из поэм и т.д., то стиль бы стал тяжелее или объём существенно увеличился. Ведь надо ещё обосновать подлинность каждого документа.

Допустим, так у греков и было. Даже если автор не совсем корректно приписал это людям эпохи Древней Греции, сама постановка вопроса о цикличности времён интересна.

Разумеется, речь идёт о доминирующем представлении. Возможно, какой-то мудрец той эпохи так сказал. Ведь всегда найдутся те, кто с мейнстримной точкой зрения не совсем согласен. Кто-то мог бы уточнить, например: время идёт по кругу, но каждый круг немного другой. И так далее. Но большинство, если бы голосовали по этому вопросу, проголосовало бы за мейнстрим. То есть, таков был "здравый смысл" или койне логике κοινή λογική (у Аристотеля чуть сложнее, но суть та же) по отношению к данному вопросу.

Совсем не значит, что раз большинство проголосовало, то так и есть. Большинство может дружно заблуждаться. (Более того, в науке всегда большинство стоит на какой-то общепринятой точке зрения, потом приходит новый Эйнштейн и потрясает основы. Но это я отвлёкся уже на методологию. Достаточно.) Итак, автор подчеркнул отношение греков к движению во времени. Пусть даже греки думали не совсем так или совсем не так, но подобный взгляд мог возникнуть в истории человечества. Он логичен. Звёздный небосвод движется по кругу, лето сменяет зиму, приливы-отливы, фазы Луны регулярно повтоярются — отсюда идея вращения времени на месте.

Цитата из той же книги: "...мы привыкли к мысли, что мир движется вперед, развиваясь от худшего к лучшему, — греки привыкли к мысли, что мир меняется, но не развивается, все равно как земля в чередовании времен года. [...] Конечно, греки понимали, что лучше было бы обходиться без рабов. Философ Аристотель писал: «Если бы наши орудия умели работать сами и ткацкий челнок сам бы ходил по станку, а смычок по струнам, то не нужны бы стали ни рабы, ни рабовладельцы». Человек нового времени сделал бы отсюда вывод: «Если ткацких машин нет — значит, нужно их изобрести!» Грек делал отсюда вывод: «Если ткацких машин нет — значит, нужно обходиться без них». И шел отдавать приказания рабыням-ткачихам."

Позже одним из краеугольных камней мысли о прогрессе стало "освобождение труда". Рабов освободить, рабовладение запретить — поскольку это негуманно. Более того, труд раба посчитан как менее эффективный по сравнению с трудом свободного человека.  У свободного человека жизнь не только лучше, но и труд эффективнее. То есть, гуманность и экономика обе за отсутствие рабов, причём гуманность на первом месте: человек не должен быть рабом, остальное второстепенно. Освобождению подлежат прежде всего рабы, далее зависимые от феодала крестьяне, далее вынужденные продавать свою рабочую силу пролетарии.

Ещё цитата: Оттого, что греки не верили в прогресс, их рабам жилось легче, чем могло бы. Американские плантаторы XIX века верили в прогресс, и поэтому старались без конца умножать свое богатство, и для этого выжимали все соки из своих негров. А греческий хозяин не старался жить завтра богаче, чем сегодня: ему было достаточно жить завтра не хуже, чем сегодня. Он охотно заводил раба, чтобы тот таскал за него тяжести, помогал на пахоте и в мастерской, прибирал в доме, а во время войны сопровождал его как оруженосец. Но с десятком рабов он уже не знал, что делать, и отпускал их на оброк или сдавал внаем. Когда новокупленного раба вводили в дом, его сажали у очага и осыпали сушеными ягодами: это значило, что перед лицом богов он — член хозяйской семьи. Если хозяин жестоко обращался с рабом, то раб — по крайней мере в Афинах — мог искать убежища в храме и просить, чтоб его продали другому хозяину

С другой точки зрения, технологической, прогресс не столько помогает людям жить легче, сколько развивается по внутренней логике. Появилась возможность делать лёгкие и прочные материалы — стали осваивать воздухоплавание. Обратная связь есть: создание самолётов стимулировало разработку нужных сплавов, но если бы химия и металлургия не подошли бы уже к этим рубежам знания, то мечта о полётах так и оставалась бы мечтой.

С этой точки зрения рабов "освобождают станки" — потому что так выгоднее производителю. То есть, гуманность становится второстепенной. При технологическом подходе прогрессе неудержим, более того всякие побочные и явно вредные изобретения тоже неизбежны. Изобрели наркотики, всё — выпустили джина из бутылки. Конечно, запрещать можно, но сам факт их существования уже не стереть из памяти. Гуманность опять приходит на помощь, но уже не как двигатель прогресса, не как причина освобождения труда, а как ограничение применения результатов развития технологии.  

http://panoramov.livejournal.com/408005.html

хорошоплохо (никто еще не проголосовал)
Loading...Loading...
Добавить комментарий